Ах, Троица, ах, Троица,
Зелёная пора!
Как дышится, как видится,
Как молится с утра!
Лишь только солнце дв инется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь,
И голубыми волнами
Плывёт землёй теплынь.
И сердце очищается
Любовью ко все му ,
И так легко прощается,
Когда идёшь к Нему.
Друзья! Пусть счастье, любовь и тепло бесконечно переполняют Ваши сердца!
Зелёная пора!
Как дышится, как видится,
Как молится с утра!
Лишь только солнце дв инется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь,
И голубыми волнами
Плывёт землёй теплынь.
И сердце очищается
Любовью ко все му ,
И так легко прощается,
Когда идёшь к Нему.
Друзья! Пусть счастье, любовь и тепло бесконечно переполняют Ваши сердца!
На пятидесятый день от Пасхи встречают традиционно праздник Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа — праздник Святой Троицы.
В народе его принято называть еще зеленой неделей, поскольку в этот день люди отдавали почести воскресшей буйной зелени. Раньше каждая сельская хата, а теперь почти каждое помещение городских жителей украшается ветками вербы, березы, клена или же явора. С языческих времен народ выносил зеленые ветви в поле, на свою ниву, поскольку считалось, что духи зеленого леса будут оберегать человека и позаботятся о добром урожае.
В народе его принято называть еще зеленой неделей, поскольку в этот день люди отдавали почести воскресшей буйной зелени. Раньше каждая сельская хата, а теперь почти каждое помещение городских жителей украшается ветками вербы, березы, клена или же явора. С языческих времен народ выносил зеленые ветви в поле, на свою ниву, поскольку считалось, что духи зеленого леса будут оберегать человека и позаботятся о добром урожае.
Принято было считать, что постеленные на полу мята, чабрец, а также разложенный на окнах чеснок, послужат защитой от нечисти и русалок. Все травы, которыми украшали дом, становятся особенно целительными, после просушки ими целили головную боль, радикулит, клали в голову покойнику . А самих покойных, между тем, поминали на следующий день после Троицы.
Другое название Троицы — Пятидесятница, поскольку содержание Христианской Троицы соответствует описанию новозаветной книги «Деяния апостолов», где говорится о сошествии на апостолов в 50-й день после воскресения Христа Духа Святого , после чего они начали говорить на разных языках, не смотря на то, что никогда этому специально не учились. Это предание понимается в христианстве как указание Христа нести весть о его учении «всем народам и языкам».
Употребление на Троицу ветвей деревьев, цветов, трав христианская церковь позаимствовала от иудейской религии.
В память законов иудейских, данных Моисею на горе Синай, было принято украшать дома, площади и церкви зелеными растениями.
В России Троицын день был самым важным летним праздником, в который устраивали народные гулянья с ярмарками, балаганами и каруселями.
Самое главное в Троицкой обрядовости — культ растительности, хотя всегда любые торжественные шествия сопровождались ношением зеленых древесных ветвей, которые имели свою символику. Масличная ветвь — символ мира, лавровая — победы и славы, дубовая — мужества. Однако, в церковной обрядовости совсем не безразлично было, какую именно зелень вносили в Храм Божий.
Во времена А.С.Пушкина существовал обычай ходить с пучком цветов именно в Троицу, а во время церковной службы нужно было столько плакать о своих грехах, чтобы каждый цветочек и листочек окропился слезой . Количество веточек в пучке должно было соответствовать числу грехов.
В Украине в прошлом веке приносили в церковь охапку зари (зарей называли любисток), а также мяты и некоторых других трав. В ее средину ставили тройную свечу, которая должна была гореть в продолжении обедни, потом же эти травы хранились дома для лечения от болезней, а Троицкую свечу давали в руки умирающему.
Интересно, что Троица воспринималась еще и как девичий праздник . В этот день девушки устраивали трапезу, главным блюдом на ней была, как водится, яичница. Яйцо, как известно, проходило через всю весеннюю обрядность, начиная с Пасхи — как символ новой жизни, а после Пасхи считалось, что яйца, когда заканчивается весна, ходят лишь в виде яичницы (поскольку зародыш должен был превратиться в плод). Поэтому Троицкую яичницу ели только девушки.
На Троицу надо смотреть, откуда ветры дуют поутру. Дует ветер северо-западный — жди ненастья. Ветер с востока сулит повальные болезни.
В день Троицы сны вещие.
Мало кто знает, что пятьдесят первый день после Пасхи или первый понедельник после Троицы отмечается церковью как Духов день. Этот праздник именно в народном календаре очень трудно отделить от всей предшествующей Семецкой недели и Троицы. В этот день в некоторых местностях развивают венки, завитые в четверг.
С Духовым днем связаны поверья, а именно обряды вокруг русалок и весь этот период с понедельника на семецко-троицкой неделе до понедельника следующей недели, назван Русальной неделей. По еще языческому преданию, весной, как только зазеленеют луга и поля, и воздух пропитается весенними ароматами, из рек и озер на берег выходят русалки. Поверье о том, что на Троицу русалки выходят из воды и бегают по полям и лесам вплоть до Петрова дня, особенно в эти поверья верили украинский и белорусский народы. Именно у украинцев представления о русалках были прочно связаны с Троицкой русальной неделей. Украинцы верили, что русалки — утонувшие девушки, мавки, умершие без крещения. Народ был уверен, что злые духи похищают души этих девушек или же младенцев и освобождают их только в Зеленые святки.
Песни русалок небезобидны – кто услышит их, как очарованный будет стоять, а русалки тем временем заманят его в свой круг и утащат на дно. Особенно опасны эти демоны низшей демонологии в четверг — Русальчин Великдень. Поэтому в Русальную неделю не купались, а с собой носили полынь — ее русалки особенно боятся. Некоторые даже рисковали бросать полынь в воду — тогда русалки обязательно отстанут и можно будет окунуться в водоем.
Иногда женщины развешивали в эти дни на деревьях рубашки, нитки, пряжу, чтобы русалки не ходили раздетыми. Обряд русалок, по-видимому, восходит к очень древним водяным божествам, которые появлялись на земле тогда, когда нужен был дождь для урожая.
Углубляясь в языческие корни современных праздников, мы, конечно же, больше понимаем истоки их возникновения, прослеживаем как бы слой за слоем. Тогда понятнее и ближе становятся и современные церковные традиции.
А теперь старинный рецепт одного из обрядовых блюд, которые готовили на Троицу.
Коржи Троицкие
Для Троицы берут 3,5 стакана муки, 3 крутых яичных желтка и 2 сырых, 1,5 стакана очищенных грецких орехов, полстакана сметаны и сахара, 200 г сливочного масла, 2 ложки белого сухого вина, 300 г сыра.
Круто сваренные желтки растереть с сырыми, добавить сметану, масло, сыр, вино и все хорошенько перемешать до однородного состояния. Постепенно вводят муку, измельченные орехи. Тесто раскатывают толщиной в сантиметр, вырезают коржики, выкладывая на смазанную маслом форму. Сверху помазать желтком, посыпать сахаром с орехами, проткнуть вилкой и выпекать в печи или духовке.
Круто сваренные желтки растереть с сырыми, добавить сметану, масло, сыр, вино и все хорошенько перемешать до однородного состояния. Постепенно вводят муку, измельченные орехи. Тесто раскатывают толщиной в сантиметр, вырезают коржики, выкладывая на смазанную маслом форму. Сверху помазать желтком, посыпать сахаром с орехами, проткнуть вилкой и выпекать в печи или духовке.
Немає коментарів:
Дописати коментар